AutoSvit.com.ua
  Автосалони    Перевірка VIN    Автосервіси  Відгуки автовласників    Новини  
продати автомобіль, додати оголошення width=
автобазар
продаж мототехніки
продаж мікроавтобусів
продаж автобусів
продаж вантажівок
продаж спецтехніки
продаж прицепів
продаж водного транспорту
продаж автозапчастин

Автомобильные сигнализации

<< назад

Сигнализации подключаемые к автомобильным цифровым шинам.

Объектами нашего рассмотрения на сей раз будут изделия, подключаемые к цифровым автомобильным шинам - линиям передачи данных CAN-Bus, K-Bus и аналогичным. Разница между шинами не слишком принципиальна и обусловлена главным образом одно/двухпроводным построением и протоколом обмена данными между устройствами. Нужно сказать, что изделий, работающих совместно с цифровыми шинами и воспринимающих их сигналы, не так уж много. Если говорить начистоту - совсем мало, и в данном случае отобрать объекты для обзора не составило большого труда, и отбор не сопровождался муками сомнений.

Небольшой ассортимент имеет серьезное основание. Ни один автопроизводитель не склонен предоставлять документацию на протоколы передачи данных своих цифровых шин кому бы то ни было. Они держат ее в строжайшем секрете и не показывают никому, или практически никому. Что тут можно противопоставить? Можно попытаться определить ("раскусить", или на языке профессионалов - "разгрызть") систему кодов экспериментальным путем. Однако сделать это очень непросто даже с одной отдельно взятой шиной. В обмене данными задействовано довольно много устройств, и даже получив осциллограммы всех возможных сигналов, довольно трудно понять, кто какой сигнал передает и кто какой сигнал воспринимает. При этом производители автомобилей не дремлют и нередко вносят изменения в протокол обмена, создавая новые и новые разновидности шин. Встречаются охранные системы, в название которых входит слово CAN, но на самом деле они не взаимодействуют с цифровыми шинами, а просто могут быть установлены на автомобили, имеющие шины передачи данных. Такие системы не станут объектами нашего сегодняшнего рассмотрения, о них поговорим как-нибудь в другой раз, а сегодня - только об устройствах, взаимодействующих с цифровыми шинами самым тесным образом.

Три устройства, рассматриваемые ниже, очень непохожи друг на друга, и надо понимать, что их задачи хоть и схожи, но далеко не идентичны. Две автосигнализации от заграничных европейских производителей и мультиплексный блок от нашей "Альтоники" - вот собственно и все существующие изделия данного профиля. Если не считать нескольких импортных интерфейсных модулей, представляющих собой по существу то же самое, что и мультиплексный блок. Рассмотрим принципы работы и особенности вышеозначенных изделий.

MED 3000
Назначение и область применения

Модульная охранная система итальянского производства предназначена для установки в автомобили, оборудованные линиями передачи данных CAN-bus или K-bus. Система существует в трех модификациях, различающихся по применимости к различным автомобилям: MED 3027.mb, MED 3027.vw и MED 3027.universal (общее наименование серии систем - MED 3000, последние цифры 27 указывают на цифровую сирену в комплекте). Первая модификация предназначена для автомобилей Mercedes, вторая - для автомобилей Volkswagen-Audi Group, третья - для всех прочих автомобилей, в числе которых Alfa Romeo, BMW, Chrysler, Citroen, Nissan, Opel, Peugeot, Renault.

Так существуют ли ограничения на совместимость со стороны цифровых шин? Можно подумать, что в целом системы MED совместимы со всеми возможными модификациями цифровых шин. На самом деле, это допущение почти что истинно, отклонений так мало, что ими можно пренебречь. А в сервисном центре фирмы-поставщика можно произвести апгрейд центрального блока и поменять прошивку под нужный автомобиль. Необходимая для этого информация располагается во всемирной сети и оперативно обновляется. Таким образом, ограничения со стороны шин сводятся практически к нулю. Можно устанавливать данную систему и на автомобили без цифровой шины, производя подключения по универсальной схеме, однако это уже совсем другая история. Незначительные ограничения на применение системы приходят совсем с другой стороны. Сигнализации MED 3000 не имеют в составе собственных брелоков, а управляются брелоками штатной охранной системы или центрального замка (ЦЗ). Нет штатной сигнализации или ЦЗ - нет и управляющих сигналов, в этом - суть ограничения. Процент автомобилей одновременно с цифровой шиной и безо всякого намека на штатные брелоки в настоящее время незначителен, но такие автомобили еще не ушли в прошлое, а устойчивая тенденция к снижению их числа наблюдается год от года.

Особенности конструкции и подключения
Из цифровой шины система получает все необходимые для работы сигналы. Тип автомобиля устанавливается программно с помощью кнопки, конструктивно совмещенной со светодиодом. В каждой из разновидностей системы всего 12 типов автомобилей, к каждому типу могут относиться несколько моделей автомобилей. Жгут CAV 3000, предназначенный для подключения к шине, состоит из четырех проводов. В зависимости от конкретной модели автомобиля подключение к цифровой шине производится по различным схемам: один, два или четыре провода подключаются к линии передачи данных, при этом могут применяться диоды, оставшиеся изолируются раздельно или в соединении друг с другом. Кроме подсоединения к шине необходимо произвести подключение и установку следующих элементов системы:

- Центральный блок, как обычно в системах модульного типа, устанавливается в салоне автомобиля. Нужно подключить питание, "зажигание" и в случае необходимости "поворотники" (напомним, что эта система работает со штатной, и необходимости в подключении световой сигнализации обычно нет).
- Светодиод-кнопка служит для отображения состояния системы и программирования.
- Автономная сирена цифрового типа устанавливается под капотом.
- Ультразвуковые датчики объема оригинальной конструкции двунаправленные, самонастраивающиеся, инсталлируются не на передние, а на средние стойки автомобиля.
- Как опция поставляется иммобилайзер погружного или обычного типа.

Иммобилайзер выполняет функции дистанционного реле блокировки, хотя реле в классическом понимании в его составе отсутствует, вместо контактов реле используется схема на полупроводниковых элементах - тиристорах. Отсутствие контактов реле, а следовательно, и искрения очень важно для иммобилайзера погружного типа из соображений безопасности. Иммобилайзер погружного типа имплантируется в погружной бензонасос и выглядит там вполне гармонично, не как чужеродный элемент. В значительной степени именно такой иммобилайзер является "визитной карточкой" MED'а. Иммобилайзер погружного типа разрывает и плюс, и минус бензонасоса. Фильтр KIT 30 является неотъемлемой частью иммобилайзера. Фильтр останавливает на себе выдаваемый центральным блоком кодированный сигнал блокировки, не пуская его таким образом в контроллер, а пропуская только к иммобилайзеру. Цифровые сигналы шины автомобиля этот фильтр пропускает беспрепятственно. Таким образом исключается ошибка в бортовом компьютере. Никаких цифровых сигналов от охранной системы в бортовую сеть автомобиля не поступает, за исключением небольшого участка между фильтром и иммобилайзером. Несмотря на минимум подключений, трудозатраты на установку системы MED 3000 с погружным иммобилайзером большинством сервисных центров оцениваются в 8 нормочасов.

Свойства и функциональность
Три встроенные электрические блокировки сильно затенены цифровым выходом для управления иммобилайзером погружного или непогружного типа. Есть дополнительные выходы тревоги и состояния. Кроме фирменных ультрасоников есть возможность подключения дополнительных датчиков удара и положения. Сирена цифровая, "помнит" свой центральный блок, и даже подключение другого блока не заглушит ее крик. В сирене есть датчик напряжения автомобильного аккумулятора. Он позволяет использовать энергосберегающий режим: при разряде аккумулятора сирена отключается, остается только иммобилизация двигателя. Существует и другой тип энергосбережения: при работе сигнализации более трех суток подряд автоматически отключаются датчики, остаются задействованными только контактные зоны. В экстренной ситуации систему можно отключить с помощью ввода PIN-кода ключом зажигания. Карточка с шестизначным PIN-кодом системы имеет защитный "лотерейный" слой.

Информация для потребителя
Помимо производства автомобильных охранных систем, MED является поставщиком "Мерседеса", "Фиат груп", "Даймлер-Крайслер", "Ломбарджини". К системам, устанавливаемым на конвейерах, предъявляются повышенные требования качества. Кстати, иммобилайзеры и сигнализации MED, являющиеся оригинальными запчастями, как правило, блокируют с помощью кодированного сигнала непосредственно контроллер автомобиля, создавая самые трудноустранимые извне блокировки двигателя. Но, это только "кстати". Такие системы можно заказать как опцию при покупке автомобиля или в сервисном центре производителя. Поступление подобных устройств на рынок не планируется. Автопроизводитель должен быть уверен в соблюдении ценовой политики на оригинальные запчасти и аксессуары. И на рынке эти изделия присутствовать не должны. Гарантия на установленную систему MED действует в течение всего срока владения автомобилем (на одного владельца). Цена системы с погружным иммобилайзером с установкой в Москве лежит в пределах $900-1400 в зависимости от модели.

DEFA CAN
Назначение и область применения

Автосигнализации норвежской фирмы DEFA, работающие с шиной CAN, поставляются на рынок в двуx основных вариантах: базовая модель DEFA CAN, позволяющая осуществлять блокировку двигателя по одной из цепей, и модель DEFA 823 CAN, имеющая в комплекте иммобилайзер на три цепи блокировки с цифровым управлением. В перечне автомобилей, рекомендованных для установки данной охранной системы, различные модели Mercedes, Volkswagen, Audi, Skoda, Seat, Saab. Имеется в виду, что все перечисленные автомобили обладают интерфейсом CAN, и охранная система работает с ним. Распознавание определенной разновидности интерфейса происходит в автоматическом режиме, сразу после подачи питания на сигнализацию. Кроме того, есть возможность подключения по универсальной схеме, без использования сигналов CAN, а значит, без ограничений на марки и типы автомобилей.

Особенности конструкции и подключения
Одна из особенностей систем DEFA CAN заключается в том, что управление сигнализацией и штатной охранной системой может осуществляться как заводским пультом, так и брелоками DEFA. Все системы DEFA CAN, продаваемые в России, комплектуются двумя брелоками DEFA. При работе только со штатными автомобильными брелоками для программирования функций системы используется специальный пульт программирования. В новой модификации DEFA CAN, которая должна появиться в продаже в ближайшее время, система будет программироваться на работу либо только от брелока DEFA, либо одновременно от заводского и от своего брелока. Таким образом, охрана, включенная брелоком DEFA, уже не сможет быть отключена штатным брелоком автомобиля. С шины CAN в охранную систему DEFA поступают сигналы о состоянии всех имеющихся в автомобиле концевиков и положении ключа зажигания. В шину на автомобилях Mercedes передаются сигналы запирания/отпирания ЦЗ. Интерфейс подключения к шине состоит из двух проводов. Подключение к шине в различных автомобилях единообразно. Общение между всеми основными блоками автосигнализации происходит по локальной информационной шине DEFA LAN, с помощью которой осуществляется цифровое (кодированным сигналом) управление подключенными устройствами. В комплект базовой модели DEFA CAN входит оригинальная автономная сирена с цифровым управлением. Из охранных сенсоров в базовой модели представлены двухуровневый микрофонный датчик разбития стекла, микроволновый датчик объема с регулируемой брелоком чувствительностью и датчик удара. Поставляемый как опция датчик движения и наклона выполнен на основе специализированных микросхем двухосевого акселерометра фирмы Analog Device, он защищает автомобиль от поддомкрачивания и качения. Модуль иммобилайзера с цифровым управлением может осуществлять блокировку по трем независимым цепям. Отключить модуль подключением другого центрального блока невозможно. В модуле установлены поляризованные реле, применение которых дает не только снижение электропотребления, но и создает проблемы злоумышленнику при попытке отключить питание модуля. Для большинства автомобилей подключение заключается в подсоединении двух проводов питания, двух проводов шины CAN, и еще, в зависимости от модели автомобиля, двух-трех проводов: это может быть подключение световой сигнализации и ЦЗ. Конечно, надо установить основные компоненты системы: центральный блок, сирену и охранные датчики.

Свойства и функциональность
Не секрет, что большинство дилеров, продающих автомобили, с недоверием и опаской относятся к системам, подключаемым к штатной информационной шине. В системах DEFA CAN большое внимание уделено бесконфликтности общения по информационной шине CAN. В качестве примера можно привести реализацию функции дистанционного открывания багажника на автомобилях Mercedes. Если открыть в охраняемом "Мерседесе" с помощью штатного пульта замок багажника, то DEFA CAN временно исключает зону багажника из охраны, позволяя забрать вещи. После закрывания багажника охрана автоматически восстанавливается в полном объеме. Оригинальным методом защиты для автомобилей Volkswagen и Skoda является предохранение от проворачивания дверных замков, суть которого заключается в следующем: сигнал тревоги появляется при возникновении сигнала "комфорт" без отрывания самой двери. Среди обычных методов охраны и защиты от угона отметим следующие:

- Индикация количества занесенных в память брелоков и память причин срабатывания.
- Одна или три блокировки двигателя, в зависимости от варианта системы.
- Наличие выходов на дополнительную сирену и входы дополнительных датчиков.
- Стандартная блокировка двигателя (только при охране) или режим иммобилайзера (через 30 с после выключения зажигания).
Три дополнительных канала позволяют управлять разнообразными устройствами.

Информация для потребителя
Норвежская фирма DEFA вот уже 20 лет является одним из лидеров разработки и производства охранного автомобильного (а ныне и мотоциклетного) оборудования. Другой автомобильной специализацией DEFA является производство электрических систем предпускового подогрева двигателя и салона автомобиля. Для российских автовладельцев особенно важно то, что норвежские разработчики не понаслышке знакомы с суровыми климатическими условиями эксплуатации. Гарантийное обслуживание при соблюдении простых правил обслуживания производится в течение всего срока жизни автомобиля. По системам DEFA действует горячая линия, телефон которой указан на карточке с персональным кодом, где можно получить ответы на все вопросы, связанные с эксплуатацией систем. Цена базовой системы DEFA CAN с установкой $795 для розничного покупателя едина у всех дилеров. Модель 823 CAN с установкой обойдется в $995

REEF BUS
Назначение и область применения

REEF BUS - мультиплексный блок, предназначен для подключения автомобильной охранной сигнализации к информационной шине автомобилей ВMW 3, 5 и 7-й серий, с кузовами Е46, Е39, Е38 соответственно. Существуют три модели блока сопряжения с цифровой шиной: REEF BUS B-R, REEF BUS B-T и REEF BUS B-RT.

Блок REEF BUS B-R позволяет считать и передать охранной сигнализации следующие сигналы:
- Открыта дверь водителя.
- Открыта любая другая дверь.
- Открыт капот.
- Открыт багажник.
- Включены габариты.
- Включен свет в салоне.

Блок REEF BUS B-T передает автомобильной шине К-line следующие команды:
- Открыть замки дверей.
- Закрыть замки дверей и багажника.
- Открыть замок багажника.
- Включить/выключить аварийное освещение.
- Включить/выключить ближний свет.

REEF BUS B-RT совмещает в себе функции модулей REEF BUS B-R и REEF BUS B-T. Как видно из описания, блок является устройством сопряжения аналоговой охранной системы и определенной цифровой шины. Как правило, для обмена сигналами в обоих направлениях устанавливаются два блока REEF BUS B-R и REEF BUS B-T или блок REEF BUS B-RT. Гарантия на мультиплексные блоки - два года. Цена с установкой REEF BUS B-R и REEF BUS B-T - $170, REEF BUS B-RT - $230. В настоящее время готовятся к выпуску подобные устройства для автомобилей Mercedes-Benz, Audi, Volkswagen, Toyota.

***

Подводя черту, можно еще раз заметить, что рассмотренные устройства различаются очень значительно. Единой концепции построения совместимых с цифровыми шинами охранных систем пока не выработано. Так, охранная система MED 3000, совместимая с наибольшим количеством различных шин, работает фактически только на прием сигналов из шины, ничего не передавая обратно. Такой пассивный тип гарантирует отсутствие всякого влияния на электрооборудование автомобиля, но незначительно сужает область применения. Сигнализация DEFA CAN, напротив, не имеет ограничений к области применения, связанных с наличием охранной системы или ЦЗ, эта система может работать как от своих, так и от штатных брелоков. Однако перечень совместимых с ней интерфейсов цифровых шин распространяется только на самый многочисленный вариант CAN-BUS. В системах DEFA CAN также проповедуется принцип "только слушания" сообщений в шине, для предотвращения конфликтов с автомобильным оборудованием. Передаются в шину, как правило, только сигналы на запирание ЦЗ при постановке на охрану. Мультиплексные блоки REEF BUS предназначены для согласования аналоговой сигнализации с цифровой шиной. Таким образом, количество передаваемых шине и принимаемых из шины сигналов в этих устройствах максимально. За исключением наиболее трудной и опасной проблемы блокировки двигателя, все необходимые сигналы передаются в обоих направлениях. А вот применить данные блоки можно пока только к шине K-BUS автомобилей BMW.

Оригинал: 12 вольт
Автор: Матвей Ставницер